Основные неисправности оборудования
Несмотря на разнообразие марок и моделей
балансировочных станков на рынке, практически все они устроены более-менее
одинаково. Это позволяет нашим специалистам успешно оказывать услуги по ремонту балансировочных станков.
Одной из часто встречающих неисправностей является следующая: работник с утра включает станок и… ничего не
происходит. Если станок оснащен компьютерным монитором, на нем может появиться
сообщение «Нет сигнала».
В основе любого более или менее современного стенда лежит плата с микроконтроллером. Для работы микроконтроллера необходим блок питания, который обычно и выходит из строя. Поэтому иногда лучше купить балансировочный станок новый, чем заниматься восстановлением!
Станки некоторых китайских производителей, а
также модели «Сторм» (Санкт-Петербург, Россия) оснащаются простейшими блоками
питания на основе трансформатора, выпрямительных диодов, конденсаторов и
микросхем стабилизации напряжения. Ремонт блоков питания таких станков не
представляет проблем.
Станки «Сивик» (Омск, Россия) оснащаются энергоэффективными импульсными блоками
питания. В состоянии простоя они потребляют из сети считанные ватты
электроэнергии; при работе потребление возрастает также не намного. Ремонт
импульсного блока питания также производится нашими мастерами, однако обычно
требует несколько больше времени на поиск неисправности.
Иногда возникает ситуация, когда у станка «Сивик» после включения индикация вспыхивает и сразу же гаснет раз в секунду. Это свидетельствует о том, что импульсный блок питания станка «уходит» в защиту от короткого замыкания. В этом случае неисправность может крыться как в самом блоке питания, так и в одной из плат оборудования.
У некоторых моделей станков Horex, Bright и Trommelberg в качестве блока питания используется стандартное зарядное устройство
для ноутбука. Ремонт таких блоков питания нецелесообразен, в случае выхода их
из строя мы попытаемся подобрать аналогичное по параметрам зарядное устройство.
Следующей по распространенности является неисправность, когда после нажатия на кнопку «Старт» вал станка не приходит во вращения, а станок выводит на экран ошибку. Вообще, в случае появления на экране ошибок (например, «Err 017» ‒ ошибка №17) следует в первую очередь найти инструкцию по эксплуатации станка, в которой обычно приводятся расшифровки всех кодов ошибок.
Замена электроплаты
Если вал не вращается, ошибка чаще всего
расшифровывается так: «Нет вращения вала или неисправность датчика угла». Дело
в том, что колесо, надетое на вал, может иметь значительную массу, и
сталкивание его с места и разгон может занять определенное время. Поэтому
практически все станки сначала подают на плату управления двигателем команду
«Включить», а затем ждут, когда датчик углового положения вала начнет
показывать, что вал вращается. И если информации об изменении угла не поступает
в течение некоторого времени (обычно 0,5…5 секунд), станок выдает ошибку. И
здесь принципиально важно, приходит ли вал во вращение:
Ø Если вал вращается, следует искать неисправность в датчике угла, так
как команда отрабатываться платой управления и двигателем;
Ø Если вал не вращается, следует проверять плату управления двигателя и сам двигатель, так как отсутствие сигнала с датчика угла является в этом случае следствием, а не причиной.
Шиномонтажное оборудование «Сторм», «Sicam», «Beissbarth», «Bosch», «EverEthernal»,
«Horex», «Bright» управление подачей напряжения питания на двигатель осуществляется при
помощи электромагнитного реле. Со временем контакты реле подгорают, и
проводимость их ухудшается. Замена реле на плате управления двигателем, как
правило, такой ремонт решает проблему.
На некоторых моделях станков «Сивик» плата
управления двигателем имеет свой собственный блок питания, который также может
выйти из строя. Однако в этом случае чаще всего прямо в момент включения он выдает ошибку «Отсутствие связи с платой драйвера двигателя».
Для станков «Сивик Спутник», выпущенных в конце 2000-х годов, характерна следующая неисправность:
- При нажатии на кнопку
«Старт» сгорает предохранитель станка. В этом случае нет смысла раз за разом
ставить новые предохранители, и уж тем более ни в коем случае не следует заменять их жучками! Здесь в
любом случае потребуется ремонт платы управления двигателем: поиск и замена
сгоревшего силового транзистора, либо замена микросхемы компаратора, благодаря
которой плата реализует все режимы управления двигателем, либо замена микросхем
драйверов транзисторных ключей. Лучше доверить такой ремонт профессионалам.
- Иногда бывает, что после нажатия на кнопку
«Пуск» мотор станка гудит, колесо вибрирует, но не вращается. Вращение может,
тем не менее, начаться, если вручную подтолкнуть колесо в нужном направлении.
В этом случае следует проверить целостность обмоток двигателя. Во многих моделях используется однофазный, асинхронный двигатель переменного тока с пусковым конденсатором. Чаще всего замена конденсатора позволяет решить проблему.
Пропало торможение двигателя стенда
У балансировочных станков с плавным разгоном и торможением
колеса (например, «Сивик Galaxy») двигатель ‒ 3-фазный, управляется платой-инвертором. Неравномерное
или неустойчивое вращение двигателя в этом случае, увы, чаще всего говорит о
частичном подгорании транзисторов в микросхеме инвертора. Здесь поможет или
замена микросхемы (в Минске ее купить невозможно, их не возят, только под
заказ, проверено), или замена платы управления двигателя целиком.
Еще одной типичной проблемой у балансировочных станков является отсутствие торможения. У станков «Сторм» тормоз ‒ механический, издающий скрежет при работе, меняется целиком, хотя и выходит из строя редко. У станков китайских производителей торможение чаще всего электрическое, посредством специального реле, диода и мощного тормозного резистора. В случае неисправности в таких станках наш специалист найдет вышедший из строя элемент и поменяет его.
В станках «Bosch», «Beissbarth», «Sicam»
торможение чаще всего происходит за счет реверса двигателя. Используется
отдельное реле и отдельный пусковой конденсатор, которые также могут выйти из
строя и потребовать замены.
Иногда бывает ситуация, когда после нажатия на кнопку «Пуск» колесо приходит во вращение и не останавливается. Связано это, как правило, с недостаточной скоростью вращения колеса: станок видит, что вращение есть, и ждет, когда скорость вращения достигнет номинальной, а она все не достигает и не достигает… Проверяется двигатель, его пусковые конденсаторы, подшипники, а также состояние ременной передачи. Чаще всего, как показывает практика, виноват оказывается все-таки ремень.
Проблема датчиков
Еще одна из проблем станков связана с
некорректной работой датчиков. Как правило, у большинства моделей имеется режим встроенной диагностики,
который позволяет просмотреть непосредственно сигнал с каждого из датчиков и
оценить его правдоподобность.
Неисправность датчиков линейки практически
гарантированно «вылезет» при попытке ее откалибровать.
Датчики вылета, диаметра и ширины у большинства
станков представляют собой потенциометры (переменные резисторы). Причиной
неисправности может быть как обрыв провода, соединяющих резистор с платой, так
и физической износ самого резистора. В некоторых случаях резистор удается
переставить в другое положение, чтобы рабочая зона оказалась вне изношенной
области. Однако это ‒ временное решение, резистор все-таки лучше поменять. В
любом случае, после снятия и установки резистора обязательно необходимо
откалибровать линейку!
Для измерения вылета в некоторых станках применяется фотодатчик, перемещающийся вдоль ленты с темными и белыми полосами. Часто полоса загрязняется, и датчик начинает «врать». При этом неправильные показания вылета обычно не «бросаются в глаза», но приводят к неверному определению дисбаланса колеса и невозможности его отбалансировать. Если дело лишь в загрязнении, достаточно почистить полосу (категорически запрещается использовать растворитель!!!!!), и датчик заработает.
Особенностью станков «Сивик», «Сторм», «EverEthernal» и
некоторых других является некорректное поведение станка в случае, если датчик
вылета дал сбой, и станок «не увидел», что линейка была задвинута пользователем
до упора. В этом случае станок «Сторм» не выходит из режима измерения вылета,
станок «Сивик» перестает реагировать на линейки, а у станка «EverEthernal»
наблюдается постоянное мигание индикации. В этих случаях следует в первую
очередь повторно откалибровать линейку. Если же необходимость в калибровке
линейки возникает постоянно, следует искать неисправность в датчике.
У станков «Сторм», выпушенных в конце 2000-х
годов, линейка в полностью задвинутом состоянии своим торцом нажимала на лепесток
микропереключателя. Со временем лепесток отламывался, и станок переставал
выходить из режима измерения линейкой.
Иногда датчик вылета представляет собой
барабан, с которого сматывается трос, закрепленный на конце измерительной
штанги. Как несложно догадаться, трос со временем перетирается, рвется, и
датчик перестает работать! Трос меняется, датчик калибруется, и вуаля!
Датчики угла у большинства станков также
являются оптическими, однако, в отличие от датчиков вылета, процессор станка в
состоянии определить неисправность датчика и отобразить код ошибки. Датчик
также следует почистить. Если это не помогло ‒ производится его регулировка
либо ремонт: может потребоваться заменить наклейку с секторами на шкиве, один
или несколько фотоэлементов, микросхему-компаратор на плате с фотоэлементами
или даже одну из микросхем на процессорной плате.
Наконец, достаточно редко могут встретиться ошибки при калибровке датчиков дисбаланса. Если сама процедура выполняется правильно, обычно приходится менять один или два датчика. В некоторых случаях датчики можно разобрать и почистить от окислов, но помогает это, увы, далеко не всегда. В интернет-магазине avtostanki.byможно заказать специалиста на вызов или привезти оборудования для восстановления к нам в сервис!